Я пришел к тебе, мой старый парк, как на встречу с давним другом 1...
- radiomax5
- 2015. g. 29. jūl.
- Lasīts 5 min
Верманский парк (латыш. Vērmanes dārzs — «Верманский сад») — старейший парк на территории города Риги. Был основан в 1813 по распоряжению генерал-губернатора лифляндского края и градоначальника Риги маркиза Филиппа Осиповича Паулуччи.
В начале XIX века Рига оставалась городом-крепостью. Её окружали крепостной ров и валы до 11 метров высотой. За валами находилась незастроенная территория. После сожжения рижских предместий в ночь с 11 на 12 июля 1812 года был разработан новый план застройки рижских предместий.
В плане перспективного строительства города была и зеленая зона. Генерал-губернатор Риги Маркиз Филипп Маркиони Паулуччи (Filips Pauluči del Ronkole) задумал создать в Риге английский сад. Для этого был организован специальный комитет, и генерал-губернатор призвал горожан пожертвовать средства на озеленение города.
Сам Паулуччи первым пожертвовал 2 000 рублей на создание сада. Рижане охотно вносили свои сбережения на создание нового парка, кто приносил рубль, кто тысячу. Анна Гертруда Верман (Anna Gertrud Wöhrmann, уроженка Ebel, 1750-1827, на латышском языке - Anna Ģertrūde Vērmane) была одной из рижанок, которые пошли навстречу благим начинаниям губернатора города Паулуччи.
Анна Гертруда Верман, вдова предпринимателя Кристиана, пожертвовала беспрецедентно крупную сумму — 10 000 рублей золотом, больше, чем кто-либо другой. Поэтому, впоследствии было решено окрестить парк в честь щедрой дарительницы. В самое короткое время было собрано 38 тысяч рублей.
До 1813 года на месте современного Верманского парка находилась трясина, которая доставляла жителям губернской столицы немало неудобств. Паулуччи начал планировать устройство на месте топи красивого сада по образцу европейских городских парковых систем.
В 1814-1815 годах на болотистом месте (через 100 лет родилась легенда о том, что госпожа Верман и землю под сад своего имени тоже подарила. Чего не было – того не было, хотя жили Верманы в доме, стоявшем неподалеку, на том месте, где сейчас находится гостиница «Латвия»), был обустроен земельный участок площадью 0,8 га (12 тысяч квадратных саженей) для разбивки публичного сада.
Единственным условием госпожи Верман было то, чтобы территория парка не подвергалась разделу, не продавалась частным лицам, и чтобы жителям города не было отказано в возможности в нем отдыхать.
В создании парка мог участвовать любой рижанин, кто вносил на благое дело озеленения Риги хотя бы один рубль, получал право посадить в саду одно дерево. Проект сада разработал садовник Я.Шмейслер.
Семья Верманов прибыла в Курляндию из Германии во времена герцогской династии Кеттлеров, в XVII веке. Тогда в регионе поселилось двое братьев Верманов. Отец Верманов не подчинился приказу епископа края, за что был приговорён судом епископата к ссылке на остров Сааремаа, который тогда носил название Эзель.
Двое его сыновей избежали какого бы то ни было наказания и поселились в лифляндской столице Риге, которая во второй половине семнадцатого века являлась одним из крупнейших шведских форпостов в Прибалтийском регионе. Потомок фамилии Верманов, Кристиан, один из первых предпринимателей прибалтийского края, женился на юной особе Анне Гертруде Эбель, отличавшейся весьма привлекательной внешностью. Их сын основал первую в Прибалтике лесопильню, располагавшуюся на территории Красной Двины, на которой использовались паровые двигатели.
Официальная церемония открытия парка состоялась 8 июня 1817 года в присутствии генерал-губернатора и Анны Верман. Анна Верман в особом письме на имя города высказала пожелание относительно будущего парка. В связи с этим пожеланием отцы города вынесли очень важное постановление, а именно, чтобы парк оставался всегда открытым для народа.
Поначалу в парке господствовал чрезвычайно примитивный пейзаж: дорожка, мостик через ручеёк, деревянная ограда, ворота, рощица уже существовавших деревьев. Учитывая болотистую почву, большинство из высаженных в 1817 году 1 282 деревьев, — по моде того времени очень густо, — в 1859 ом пришлось заменить. Со временем, территорию сада значительно увеличили.
Уже после этого можно было экспериментировать: Рижское общество любителей природы высадило в саду 85 диковинных растений, из которых большинство, правда, не выдержало северного рижского климата. Изначальное благое просветительское намерение снабдить каждое табличками с названиями не получило одобрения: брожение по газонам и тогда не приветствовалось.
В 1827 году умирает Анна Верман. В 1829 году её сын, генеральный консул Пруссии, устанавливает в парке скромный гранитный обелиск, посвящённый матери. В 1836 году в Верманском саду работает пейзажным садовником и оформителем В. Шох.
Некоторое время рижский парк оставался в тени многих европейских собратьев, однако в 1833 году в европейской прессе прошло сообщение о том, что в Верманском парке открылось одно из первых в Европе «заведений искусственных минеральных вод». Этот факт вызвал настоящую сенсацию в кругах европейских минералогов и химиков, в Ригу отправился выдающийся учёный Фарадей, который лично принял участие в исследовании и дегустации источника. Его вердикт был в высшей степени положительным — он заявил, что рижские минводы по вкусу не отличаются от естественных.
Здание заведения искусственных минвод сохранилось до наших дней, его спроектировал и построил академик Санкт-Петербургской академии архитектор Людвиг Бонштедт в 1863 году. Заведение сразу обретает сумасшедшую популярность у гостей из Российской империи, так как тогда ещё не были окончательно разработаны известные кавказские минеральные источники, а до немецких источников, таких как Зельтер и Карлсбад приходилось долго добираться. Сперва воду отпускают всем желающим с 6 до 8 часов вечера, но вскоре началась бутылочная продажа верманской минеральной воды.
В 1851 году в Малом Верманском парке, был установлен памятный камень Рижскому губернатору, маркизу Филиппо Паулуччи (1779 – 1849). Человеку, сделавшему очень много для развития Риги, и основателю Верманского парка. Паулуччи же при жизни строго-настрого запретил, чтобы и после смерти не было его имени на пьедестале, поэтому на обелиске высекли одно число, день прибытия Паулуччи в Ригу - "В память 23 октября 1812 года”. Осенью 1857 года началась сноска крепостных валов и засыпка рва. Земля используется для рассыпки низменных мест. Это даёт возможность увеличить территорию сада.
Современная площадь парка достигает 5 гектаров, однако первоначальные его масштабы были несколько меньше, так как парк постепенно расширялся вплоть до 1859 года, когда его окружили застройкой, тем самым ограничив его в существующих ныне размерах.
В это же время парк приобретает славу культурно-музыкального центра столицы, особой популярностью пользуется эстрада Верманского парка, на которой был в 1849 году поставлен гоголевский «Ревизор». Парк становится местом культурного отдыха, в нём периодически выступают с музыкальными представлениями оркестры полков, расквартированных в Риге.
Здесь проходили выставки охотничьих собак, предметов народного творчества, садоводства, книг. В парке часто устраивали благотворительные концерты, детские праздники, давали представления бродячие труппы, разыгрывали «музыкальные картины с декорациями».
Каждый вечер в саду играли полковые оркестры. Исключение составляла лишь среда – день смерти госпожи Анны Верман, которую считают основательницей и хранительницей парка, и субботы – дня ее похорон. В воскресенье полковая музыка звучала в парке и днем.
Вход в парк был бесплатным, это было настоятельное пожелание г-жи Верман. Деньги, да и то в виде пожертвований, посетители платили лишь тогда, когда в парке устраивали бенефисы. Это были роскошные гала-концерты с участием нескольких оркестров, количество музыкантов в которых доходило до двухсот.
Вскоре запросы рижской публики меняются, в город приглашаются, например, оркестр лейб-гвардии Преображенского полка (гастролировал в городе 2 месяца), оркестр пограничной службы из Польши. Эстрада была настолько вместительной, что на ней могли одновременно выступать более 150 музыкантов, то есть приблизительно 3-4 музыкальных коллектива.
После так называемых выступлений-бенефисов часто устраивались фейерверки под руководством пионера рижского пиротехнического искусства Роберта Пиркерта. Пиркерт, чья мастерская находилась в Старом городе, позже погиб при взрыве в собственной пиротехнической лаборатории.
На эстраде Верманского парка наблюдалась чёткая субординация, которая была отрегулирована в официальном порядке. Зажиточная, представительная публика традиционно размещалась на задних сидениях, представители менее зажиточных слоёв населения должны были размещаться на передних сидениях. Это делалось с целью постоянного контроля «неблагонадёжных», хотя известно, что именно зрители из этой категории населения слыли наиболее благодарными зрителями и слушателями.
Сад посещала самая изысканная публика, в основном немцы. Впрочем, уже к середине века Верманский стал демократичнее. Посетителей привлекали выставки охотничьих собак, охотничьих принадлежностей, фотографии, деревянных поделок, садоводства, книг и прочие мероприятия.
В 1866 году в парке устанавливаются цинковые солнечные часы, эвакуированные в Россию в 1915 году. Вокруг них поселились деревянные Диана, Церера, Клио, Полигимния, Урания и Эвтерпа, да три вазы — все они простояли ещё десяток лет.
Kommentare